Как начиналась каспийская нефть и как она связана с Нобелевской премией мира

Ни для кого не секрет что, испокон веков бакинская нефть играла исключительную роль в экономической жизни Азербайджана. Еще в 1264 году известный итальянский путешественник Марко Поло путешествуя в Персию через Баку, писал о крупных прудах, заполненных нефтью, которая добывалась на берегу каспийского моря, на территории современного Азербайджана. О ежегодном доходе от нефти в казну государства Сефевидов в размере 7 тыс. туманов упоминал и британский миссионер Отец Уиллот, посетивший Ширван в 1689 году. Но есть период в истории нашей страны, когда добыча нефти превратилась в целую индустрию и стала поворотным моментом для ее экономики. Речь идет о конце XIX - начале XX веков. Нефтепромышленники начали скупать нефтеносные участки в Балаханах, Сураханах, Биби-Эйбатеи. Так началась эпоха нефтяного бума в стране.

В 1878 году был построен первый нефтепровод с паровым насосом из Балаханов в Черный Город по заказу самых известных нефтепромышленников Азербайджана, которые внесли особый вклад в развитие этой индустрии, братьев Нобель. Этот нефтепровод был построен компанией Александра Вениаминовича Бари, который в свою очередь привлек для этого проекта молодого инженера Владимира Шухова. Имена Александра Бари и Владимира Шухова связаны со многими, можно сказать, инновационными проектами нефтяной промышленности Азербайджана. К примеру, Шухов предложил метод подъема нефти с помощью сжатого воздуха - эрлифт, разработал технологию строительства цилиндрических стальных резервуаров для нефтехранилищ. Разумеется, вся эта работа велась для компании братьев Нобель, да и вообще нужно сказать, что Нобели искали новшества для этой сферы и с этой целью имели тесные контакты с самим Дмитрием Менделеевым, которому удалось объяснить им, что все компоненты нефти пригодны для использования, а не только керосин.

Интересен тот факт, что поначалу братья Нобель появились в Азербайджане с совершенно другой целью, Роберт Нобель искал в Баку древесину для приклада винтовки Бердана. На тот момент нефтяная сфера привлекла внимание многих предпринимателей, и Роберт Нобель не стал исключением. Но его брат Людвиг не верил в нефтяные возможности Азербайджана и поэтому первые вложения братьев были незначительными. У Тифлисского общества был куплен небольшой керосиновый завод в Черном Городе и несколько нефтеносных участков в Сабунчах. Все поменяла телеграмма, полученная от Альфреда Нобеля, в котором говорилось о том, что в Парижском фондовом рынке идут большие споры и скандалы вокруг бакинской нефти, и что Ротшильды собираются прибрать к рукам самые нефтеносные участки Баку.

После этого сообщения братья Нобель полноценно начали свой нефтяной бизнес и это можно назвать вступлением в первую торговую войну за нефть. Главная цель в ней для Российской империи и крупных бакинских предпринимателей в лице Нобелей было положить конец господству американского керосина «фотогена» на международном рынке.

Первым делом нужно было снизить себестоимость продукта, и поэтому было необходимо поменять всю систему транспортировки. Предыдущий способ транспортировки нефти в бочонках на кораблях решено было заменить, создав специальные нефтяные вагоны и суда. С этой целью братья Нобель обратились к промышленникам и финансистам из Европы, от которых получили помощь в виде крупной суммы денег. Известно, что тогда активы «Ассоциации братьев Нобель» доросли до 20 млн. рублей. Через короткое время был построен корабль «Зороастр», практически первый в мире нефтяной танкер.

Тем временем другие промышленности, работающие в Баку, чтобы снизить зависимость от Нобелей, проводят свои трубопроводы. Так были введены в эксплуатацию нефтепроводы Балаханы - Сураханский завод, Сураханский завод - Зыхская коса и очередной Балаханы - Черный город. Но в это время Нобели были охвачены другим, более масштабным проектом, наверное, самым масштабным за все время их деятельности. Это был проект первого внешнего нефтепровода Азербайджана - Баку-Батум. Батум стал называться Батуми с 1936 года. Тогда же, на исходе XIX века, именно этот трубопровод стал поводом для серьезного конфликта между Западом и Российской империей. За строительство этого нефтепровода выступил инженер И.П. Илимов, помимо этого главным сторонником выхода бакинской нефти на международный рынок был именитый ученый Д.И.Менделеев, который является также инициатором нефтепровода от Балаханских промыслов к заводу Нобеля. В борьбу за концессию на строительство нефтепровода вступает американец Г.Тведдл, Каспийско-черноморское нефтепромышленное и торговое общество которое принадлежал Ротшильдам и другие крупные игроки нефтяной индустрии того времени. Но получить концессию им не удалось и это не удивительно, ведь в июне 1892 года царь Александр постановляет разрешить иностранным обществам и евреям приобретать земли только с особого разрешения министра государственных имуществ, по соглашению с министрами иностранных дел и финансов, а также с главноначальствующим гражданской частью на Кавказе.

Таким образом, путь к этому проекту западным промышленникам был закрыт, а концессию долго пытался получить Илимов, но на съезде нефтепромышленников принимается решение отказаться от этого проекта. Судьбу трубопровода предопределил Людвиг Нобель, именно ему удается добиться реализации этого проекта. Причем очень важно, что была согласована постройка не нефтепровода, что было выгодно Западу и Ротшильдам, а керосинопровода, что означало транспортировку уже не сырой нефти, а нефтепродуктов.

Первый технический план трубопровода Баку - Батум был подготовлен еще в 1884 году тем же Шуховым, правда это был план нефтепровода. На его основе был разработан план керосинопровода с меньшим диаметром труб. Работы начались в 1897 году на участке от Батума до Михайловской станции Тифлисской губернии. Протяженность участка составила 228 км. Работы были поручены «Технической конторе инженера А.В.Бари», самой известной инжиниринговой компании того времени, главным инженером которого был В.Шухов. Уже в 1900 году начались работы над вторым участком от станции Михайлово до Аг-Тагля, протяженностью 140 км. Ну и наконец в 1905 году начались работы над финальным участком Аг-Тагля - Баку, длина которого составила 514 км. В 1907 году керосинопровод Баку - Батум протяженностью 882 км с 16 насосно-перекачивающими станциями был сдан в эксплуатацию и в том же году было перекачено 1 млн. тонн керосина.

Во время работы над керосинопроводом были приняты инновационные решения, к примеру, на переходе через Куру трубопровод подвесили к железнодорожному мосту. Конечно, не обошлось без трудностей, в Евлахе была зафиксирована вспышка малярии и было принято решение проделать работу на этом участке в зимние месяцы. Тем не менее, этот проект окупает потраченные на нее 21 млн. рублей за 4 года и уже в 1911 году приносит чистую прибыль в размере 6,5 млн. рублей.

В 1931 году керосинопровод Баку - Батум был переделан на нефтепровод.

В 1943 году появляется опасность прорыва немецких войск к нефтепроводу и принимается решение разобрать его. После войны он был восстановлен и прослужил вплоть до распада Советского Союза. В 1999 году на его месте был построен нефтепровод Баку - Супса. Бакинская нефть и проекты, связанные с ней, всегда были центром соприкосновения интересов ведущих геополитических игроков. Чтобы понять всю значимость нефтепровода Баку - Батум для мирового рынка, следует отметить, что только после начала его эксплуатации керосин стал доступным продуктом даже для низкого сословия европейских стран и России. То есть цель братьев Нобель была достигнута, проект, который они так лелеяли и проталкивали, не жалея сил, стал прорывом не только в сфере нефтепромышленности, но и в мировой экономике.

Этот трубопровод проработал 90 лет, что само по себе является мировым рекордом. В 1895 году Альфред Нобель пишет завещание, по которому после его смерти создается фонд с целью распределять доходы от его состояния в виде премий. Капитал фонда Нобеля составлял 31,6 млн. шведских крон, большую его часть составлял доход от бакинских нефтяных предприятий. Так появляется Нобелевская премия - самая престижная международная научная и политическая награда.

Сегодня же мы остаемся свидетелями того, что нефть Азербайджана, его транзитный потенциал остаются ключевым элементом его политики. Ну, а геополитическая напряженность вокруг этого выражается в нерешенном вопросе Карабаха, оккупированном Арменией вместе с некоторыми другими территориями нашей страны. Видимо, эта ситуация может сохраниться, пока углеводороды не утратят своего значения для мировой экономики. В мировую историю же Баку и бакинская нефть уже давно вошли, внеся вклад в развитие мирового технического прогресса.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Все как в комедии “Иван Васильевич меняет профессию”

Карабах на бакинских улицах

Есть ли у нас оппозиция или власть строит новую систему